Линии и глубина фотографий Анри Картье Брессона и Роберта Франка

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда перед нами раскрывается красивый вид и хочется быстрее его сфотографировать, но глядя на полученный снимок, становится непонятно куда делась вся красота. Объекты никуда не исчезли, но на снимке нет той прелести, что предстала перед нашими глазами. В чем причина?
Предлагаю разобрать несколько фотографий, созданных классиками фотографии Анри Картье Брессоном и Робертом Франком и попытаться ответить на поставленный вопрос.

Линии направляют взгляд и, как минимум, рисуют объекты. В каждом предмете присутствуют линии, которые рисуют форму и создают образ:
- дерево: мы рассматриваем ствол, ветви, листву и следуем взглядом по разнообразным линиям дерева;
- многоэтажный дом: рассматриваем окна, балконы, крышу, углы и соответственно следуем взглядом по линиям здания;
- бутылка: рассматриваем изогнутую линию, круглую форму и строим взглядом объем.
Также линии помогают направить взгляд от одного предмета к другому:
- дорога: уводит взгляд вдаль, вглубь от предметов на первом плане на второй план.
- дома: направляют взгляд вдоль улицы и т.п.
Если в фотографии линии не выполняют свою задачу, то данную фотографию сложно рассматривать. Репортажные фотографии Анри Картье Брессона и Роберта Франка великолепно показывают, как работают линии, как линии создают глубину, затягивают внутрь изображения. Хотя данные фотографы не использовали невероятных современных 3d-технологий, их фотоаппараты не обладали большим фокусным расстоянием, они не использовали студийное оборудование, но их снимки обладают внутренним пространством. Ответ прост, линии в фотографиях управляемы.
Фотография Анри Картье Брессона «Утро на Красной площади» 1954 г., на первый взгляд, обычная, дедушка с внучкой на Красной площади смотрят вдаль. Но более детальное рассмотрение раскрывает множество нюансов, которые создают кадр объемным и интересным.      
henri-cartier-bresson-utro-na-krasnoy-ploschadi-1954123 
Ветка сверху играет важную роль. Если убрать из кадра ветку пропадет ощущение пространства и присутствие тени на изображении. На варианте без ветки глубина кадра меньше. Дедушка с девочкой стоят под солнцем и располагаются значительно ближе к кремлю. В варианте с веткой появляется ощущение тени и пространства, четко виден первый и второй план. Линии ведут как в глубину кадра (плитка на дороге), так и слева направо (ветка, очередь в мавзолей, автомобиль и мотоциклист, рука дедушки). Хотя смотрим мы в кадре влево.

Фотографии Роберта Франка вообще уникальны своим внутренним пространством.

cac1a5ac4ad6229860b6f01711a62201_photo_gray_preview_800
d180d0bed0b1d0b5d180d182-d184d180d0b0d0bdd0ba-d0b1d0b5d0b7-d0bcd0b0d188d0b8d0bdd18b
Линии четко направляют взгляд. В представленной фотографии автомобиль с открытой дверью попал в кадр не случайно, а наоборот усиливает направление в глубину кадра, так как берет на себя много внимания. Если убрать автомобиль пропадет ощущение глубины кадра и резкого движения в глубь. Фотография становится пустой и менее интересной. Повторяющаяся плитка на тротуаре, окна, кирпичная стена, убегающая девочка все затягивает.
Создать глубину в фотографии не просто, но если учитывать направление линий, разделять на разные планы, все это позволит создать интересную и объемную фотографию.
d180d0bed0b1d0b5d180d182-d184d180d0b0d0bdd0ba-copy

Комментариев нет: